Профкарьера.ру
Напишите нам Карта сайта
  поиск
Главная страница
О центре тестирования и развития
Наши услуги
Для организаций
События
Онлайн-тесты
Профессии и вузы
Публикации
Блог



Вход для участников семинара:



Баннерный обмен

ProfKonsultant.RU: помощь в смене профессии и поиске работы


Rambler's Top100


Система авторегистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов
hб«ЁоІҐк ў title=
СІаІјиў title=С«оў пїЅпїЅОЎз®°пїЅС±пїЅлЄЁ

Все статьи >

Женщины в ИТ-бизнесе

Дарья Грызлова, консультант по подбору персонала Kelly IT Resources Moscow, считает, что сейчас в ИТ трудно найти только "мужские" или только "женские" профессии, это деление ушло в далекое прошлое.

Елена Диментова подтверждает ее слова: "Если еще лет пять назад в требованиях к менеджерам по активным продажам, закупкам, специалистам в области хеджирования, разработки сложных проектов и решений, программирования и т. д., в основном, указывался "мужской род, единственное число", то теперь... полная свобода выбора". 

Работодателям по большому счету все равно, какого пола будет сотрудник, считают в Kelly IT Resources. Женский профессионализм уже давно не вызывает никаких сомнений. По данным компании, в целом растет количество женщин - менеджеров по продажам: сейчас их уже практически половина. Среди руководителей проектов, менеджеров по работе с клиентами - 20–30%. Много женщин занято в сфере внедрения ИС, например систем ERP, так как в этой области есть позиции, находящиеся на стыке ИТ с другими специальностями. 

Действительно, как полагают во многих компаниях, если для внедрения финансового модуля нужен специалист с финансовым образованием, то он может пойти работать во внедренческую компанию, получив дополнительные знания по ИТ. Есть и психологический аспект - специалист по внедрению ИС обучает, настраивает, объясняет, а для этого нужно найти контакт с сотрудниками компании-заказчика, и здесь могут пригодиться именно женские качества. Кроме того, работать с готовым продуктом все же легче, чем разрабатывать его. 

По словам Елены Тимошкиной, такие вакансии, как, например, бизнес-аналитик, в последнее время часто заполняются женщинами (до 20–30% от общего числа кандидатов). Больше всего востребованы они в компаниях, внедряющих или использующих крупные ИС. Сюда же можно отнести и администраторов баз данных, работающих в крупных торговых компаниях, но их значительно меньше - до 5–10%. Немало женщин среди руководителей ERP-проектов - 30–40% (руководители проектов, системные аналитики и эксперты с опытом работы с крупными КИС). Около 20–30% директоров консалтинговых компаний в сфере системной интеграции или внедрения КИС - женщины. А среди директоров по продажам телекоммуникационного оборудования женщин около 40%! 

Елена Тимошкина тоже указывает на психологические аспекты: женская интуиция и способность улаживать конфликты полезны на разных должностях. Например, менеджерам по продажам - при работе с внешними клиентами, сотрудникам службы персонала - при работе внутри компании.

 По мнению Алексея Блышко, большинство женщин приходят на работу в ИТ-компанию в смежные с ИТ области. Как правило, это менеджеры по работе с клиентами, операторы call-центров. Если есть желание связать карьеру именно с технологиями, - устраиваются в техническую поддержку пользователей, программистами, администраторами сетей. Единственная вакансия, которую женщины обычно обходят стороной, - системный администратор. Но это связано скорее со спецификой профессии - не каждой даме под силу таскать мониторы с этажа на этаж.

 Немало женщин успешно работают на управленческих должностях в ИТ. Как известно, до недавнего времени директором российского представительства крупнейшей международной ИТ-компании была женщина. Но хотя женщин-руководителей в сфере ИТ становится больше, этот процесс идет медленно. Пока они труднее, чем мужчины, поднимаются по карьерной лестнице. В частности, от руководителя сейчас требуются частые командировки. В практике Kelly Services IT Resources были случаи, когда женщины отказывались от необходимых для продвижения стажировок за границей только из-за того, что пришлось бы ненадолго оставить семью и детей. 

Во многих кадровых агентствах полагают, что становится больше рядовых сотрудниц, в частности, в компаниях, которые занимаются разработкой ПО. Причем это связано не только с тем, что женщины стали уделять больше внимания работе и в большей степени, чем раньше, рассчитывают только на собственные силы, но и с появлением многих новых возможностей. 

Тем не менее дискриминация женщин при приеме на работу или по уровню заработной платы сегодня, как утверждают некоторые специалисты кадровых агентств, все же встречается, правда, редко. В некоторых случаях их зарплата устанавливалась на 15–20% ниже, чем у мужчин на той же позиции, поскольку работодатель предполагает, что мужчине надо кормить семью, а для женщины уровень заработка менее важен. 

Как отмечает Алексей Блышко, работодатели сейчас понимают, что женщины в ИТ-сфере, как и мужчины, могут быть профессионалами, а могут - и начинающими. Это не зависит от пола. Зато зависит атмосфера в коллективе. Практика показывает, что в смешанных командах профессионалов показатели в целом выше, нежели в мужских коллективах. Дальновидный руководитель учитывает этот фактор. 

"Правильнее было бы спросить о роли мужчин в нашем бизнесе, - рассуждает Александр Ямницкий, член совета директоров ELKO Group. - Практически все владельцы - мужчины, и что мы имеем? Жесткую конкуренцию и минимальную прибыль. А женщины в нашем бизнесе, как Пушкин в поэзии, это наше все. Финансы - только дамы, увы, за исключением финансового директора (и то не всегда). Отдел продаж - чуть хуже, но женщин больше половины, и именно они самые успешные, ответственные, не конфликтуют с руководством. Практически пожизненный наём, впрочем, и это понятно, ведь они должны прокормить детей и нередко мужей. Маркетинг - здесь тоже все хорошо, в джазе только девушки. И наконец, три самых проблемных подразделения. ИТ-отдел, отдел брака и логистика. Серверы упали, поменяли брак одного клиента на брак другого, медленно и не то загрузили и отвезли не туда. И ни одной женщины". 

"Женщина с ее врожденным желанием нравиться, с ее добротой, внимательностью умеет достичь результата в необходимые сроки с заведомо высоким качеством", - считает Эдуард Москвин, директор компании "Аспект СПб". - Он называет таких сотрудниц "драгоценным материалом в бизнесе" и говорит, что "материал" этот весьма востребован. При этом успех определяется представлениями собственников, создателями корпоративной культуры, а также ответным желанием женщины соответствовать этим представлениям. Если они совпадают, то женщина занимает должность, если нет - остается в поиске. 

"По большому счету, для чего нужны женщины? - рассуждает Светлана Федотова, PR-менеджер компания ПИРИТ. - Для того чтобы беречь и любить мужчин. Чтобы те в ответ заботились о женщинах". 

"Я вообще не делю профессии на мужские и женские. Практика нашей компании показывает, что женщины довольно успешно работают на руководящих должностях, в маркетинге, в сфере управления персоналом, в администрировании, финансах и, может быть, в несколько меньшей степени они заняты в инженерных подразделениях, - подтверждает высказывания представителей кадровых агентств Юрий Баев, исполнительный директор компании "ТехноСерв А/С". - Отмечу также, что достаточно много женщин работает в области ERP-консалтинга"

"Если говорить о нашей компании, то у нас "равноправие", - рассказывает Елена Диментова. - Нет конечно же, женщинам всегда приятно чувствовать себя под защитой сильных, мудрых и очень ответственных мужчин. Именно поэтому... пальма первенства у нас - за мужчинами. Владельцы компании (а их двое), финансовый директор, директор по маркетингу и два из четырех директоров бизнеса у нас - мужчины, это наша защита, надежда и опора. За их сильными плечами мы чувствуем себя уверенно и надежно. И можем творить (в хорошем смысле этого слова) и работать очень продуктивно". 

При этом представительницы прекрасного пола не уступают своих позиций, и директор такого "неженского" подразделения, как технический центр в "Фан Холдинге", - женщина. И заместителем директора, правой его рукой и опорой, в столь сложном и объемном бизнесе, как дистрибуция, здесь тоже стала женщина. Есть и девушка-программист. Она талантлива, работоспособна и отлично разбирается в своем деле. 

"В нашей компании нет разделения на женские и мужские должности, говорит директор по маркетингу RSI Ирина Денисова. - Главное - профессиональные качества сотрудника. По собственному опыту могу сказать, что в успешных компаниях я не встречалась с разделением по половому признаку. С другой стороны, физиология женщин и мужчин разная, и поэтому в некоторых профессиях часто происходит так называемый естественный отбор и деление на женские и мужские профессии". Сама Ирина при наборе сотрудников на работу не ставит в графе "пол" галочку на "м" или "ж". 

По словам Татьяны Бородач, ведущего менеджера по персоналу компании "Оптима-интеграция" (ГК "Оптима"), представительниц прекрасного пола у них 10–15%. В основном, они заняты в сфере сопровождения бизнеса: финансы, юридическая поддержка, секретариат. Среди задействованных в управлении проектами, составлении смет и т. д. - женщин только 1%. 

Василий Селюминов, исполнительный директор Landata, говорит, что в его компании больше всего женщин работает в бухгалтерии и в финансовом отделе - там их 100%, то есть это два совершенно женских департамента. Также есть два полностью женских небольших отдела - кадры и юридический (по три человека в каждом). Только из женщин состоит и департамент маркетинга (в него также входит отдел рекламы и PR). Около 40% женщин работают в департаменте проектов и департаменте продаж. В высшем руководящем составе - тоже 40%. 

"В нашей компании соотношение количества мужчин и женщин за последние 10 лет удивительно стабильно и колеблется в пределах: 75% мужчин и 25% женщин. Из девяти топ-менеджеров - две женщины, - говорит Наталья Верещетина, директор по персоналу компании ПИРИТ. - Также пять должностей руководителей подразделений занимают представительницы слабого пола. Кроме традиционно женских сфер деятельности (бухгалтерия, персонал, финансы, секретариат, маркетинг) менеджерами по продажам в основном работают женщины, а мужчины занимаются закупками и логистикой. А вот на складе и в транспортном отделе женщин нет...". "Мужчины у нас не могут даже представить, чтобы слабый пол выполнял тяжелую работу", - подчеркивают в ПИРИТе. 

"В нашей компании женщины работают, учатся, руководят, принимают решения, строят планы, делают карьеру и хранят очаг ПИРИТа", - дополняет слова своей коллеги Светлана Федотова. Действительно, женщина возглавляет здесь департамент документных сканеров. Группой корпоративных продаж тоже руководит женщина. Есть здесь и Web-администратор - также представительница "слабого" пола. Группа дилерских продаж, как подчеркивает Светлана Федотова, на 90% состоит из женщин. Они умеют налаживать и поддерживать добрые деловые отношения с дилерами. Почему клиенты работают с компанией ПИРИТ, как правило, продолжительное время? Потому что, с точки зрения Светланы Федотовой, привыкают к любви и вниманию, которые "отгружаются" им в неограниченном количестве вместе с заказанным оборудованием. 

В компании "Цифровые системы" приблизительно 40% женщин - утверждает Екатерина Холькина, руководитель отдела маркетинга и рекламы. В основном, они заняты на таких должностях, как офис-менеджер, менеджер по продажам, специалист по логистике, бухгалтер, ну и... должность самой Екатерины. 

"Положительная энергетика, эмоциональный фон вокруг компании, ее аура - это, с одной стороны, из разряда мистики, а с другой - работа женщин из отделов PR и маркетинга - с этими словами Светланы Федотовой не поспоришь. - Женщина может реализовывать себя в любой сфере, она трудолюбива, последовательна, успешно совмещает несколько видов деятельности (как в офисном пространстве, где она отвечает на телефонные звонки, убирает, руководит, ведет переговоры, продает или покупает, так и дома в качестве жены, мамы, кулинара, психолога, бухгалтера и полководца)". 

С точки зрения Эдуарда Москвина, с большой степенью определенности можно сказать, что в сфере ИТ именно маркетинг имеет женское лицо. "Я вообще удивляюсь, почему маркетингом занимаются женщины? - спрашивает Эдуард Москвин. - Видимо, они более коммуникабельны, смелы, имеют более острое профессиональное чутье. Или настолько эта отрасль лишена ощутимых результатов, выраженных в процентах и цифрах, что мужчины, которые любят признание, выбирают другие виды деятельности? Маркетинг - это длинные инвестиции, в отличие от коммерции, строительства и др. Женщина всегда легче инвестирует в длинные проекты (дети, семья). Мужчина же хочет всё и сразу". Впрочем, в компании "Аспект СПб" женщины занимаются не только маркетингом. Например, одна из них - инженер по оборудованию Cisco. 

Алексей Блышко обращается ко всем ИТ-леди: "Дорогие дамы! Если вы видите, что эта сфера вас привлекает, что вы хотите работать и развиваться как часть нашего сообщества, - дерзайте. Если у вас это получится, рады будете не только вы, но и ваши будущие коллеги. Ведь это так приятно, когда за чашкой чая или кофе в обеденный перерыв можно обсудить проблемы обновления KDE под FreeBSD не только с умным, но еще и с красивым собеседником". 

По материалам: http://karera.careerussia.ru/

Записаться на консультацию Вход для Центров карьеры Регистрация на МКПС

выходные и будни
c 10:00 до 18:00

«Первый день, он трудный самый»

«Что такое видеорезюме и насколько оно эффективно для молодого специалиста?»

«Скажи, какой ты бренд, и я скажу, кто ты!»

«Карьера врача»

«Фильтр для нефтекадра»

«Самые ненужные модные профессии»

«TOP-50 компаний для карьерного старта»

«Компетентное собеседование»

«Обменяться лапшой»

© 2008–2010 Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (495) 504-34-79; 642-24-34