Профкарьера.ру
Напишите нам Карта сайта
  поиск
Главная страница
О центре тестирования и развития
Наши услуги
Для организаций
События
Онлайн-тесты
Профессии и вузы
Публикации
Блог



Вход для участников семинара:



Баннерный обмен

ProfKonsultant.RU: помощь в смене профессии и поиске работы


Rambler's Top100


Система авторегистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов
Библиотека
СтатьиСловарьОбзорыСсылки

Все статьи >

Современные подходы к профориентации


Виталий Алтухов Евгения Орлова Алексей Серебряков

Виталий Алтухов
руководитель
научно-методического отдела

Евгения Орлова
психолог-разработчик

Алексей Серебряков
президент
ЦТР «Гуманитарные Технологии»


Введение

Роль практической профориентации в нашей стране приобретает особую актуальность и значимость. Данные услуги все больше востребованы населением, и этому есть ряд причин. Во-первых, мир профессий стал более дифференцированным, количество вузов и направлений работы увеличилось в разы. Поэтому для многих делать профессиональный выбор стало все сложнее, соответственно, актуальность помощи в этом возросла. Во-вторых, постепенно сформировалось доверие со стороны населения к профориентационным и психологическим услугам, понимание необходимости их прохождения в молодом и взрослом возрасте, осознание важности этого этапа профессионального самоопределения.

Профориентацию школьников чаще инициируют родители, перед которыми стоит вопрос высшего образования своего ребенка. Сами взрослые чаще обращаются для решения вопросов по профессиональным проблемам, перепрофилированию, получению нового образования, а также за карьерным консультированием. В любом случае, от специалиста-консультанта, занимающегося практической профориентацией, требуется немало знаний и усилий для получения главного результата достижения клиентом успеха и удовлетворенности от своей профессиональной жизни. Консультант должен хорошо ориентироваться в рынке труда, вузах и других учебных заведениях, владеть навыками консультирования и хорошо знать применяемый метод профориентации. Но и этого бывает мало – в разных ситуациях бывает важно подобрать необходимый подход, который даст оптимальный результат. Выбор подхода зависит от запроса клиента, ситуации профориентации, количества людей и т.д.

Центр тестирования и развития «Гуманитарные Технологии» занимается оказанием профориентационных услуг более 15 лет, и в этой статье мы хотели бы поделиться накопленным опытом и применяемыми нами подходами к профориентации.

О четырех подходах к профориентации

На сегодняшний день мы в своей работе выделяем и используем четыре подхода к профориентации:

  • информационный;
  • диагностико-консультационный;
  • развивающий;
  • активизирующий.

Существуют и другие подходы – директивно-манипулятивные, социально-пропагандистские, психотерапевтические и т.д., которые мы в своей деятельности не используем и потому уделим им меньше внимания в этой статье.

Рассмотрим эти четыре основных подхода подробнее.

Информационный подход. Его цель – обеспечение клиента разнообразной достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда и о том, как планировать свою карьеру.

Примеры:

  • образовательные выставки, дни открытых дверей, ярмарки вакансий, встречи со специалистами, представителями различных вузов и организаций, презентации, семинары, посвященные профориентационной тематике;
  • справочники, статьи в СМИ, видеоматериалы;
  • сайты, содержащие информацию об учебных заведениях, описания профессий, полезные статьи, рейтинги вузов и специальностей, обзоры рынка труда, интернет-форумы;
  • поисковые системы в интернете – банки вакансий для соискателей и работодателей.

Сегодня недостатка в информации нет. Бурно развивается интернет, обширный и постоянно обновляемый источник сведений обо всем, включая профессии, вузы и организации-работодатели. У человека, выбирающего профессию или место работы, есть все для самостоятельного поиска информации, главное – это уметь искать и четко понимать, что же ему нужно.

Диагностико-консультационный подход. Его цель – установление соответствия клиента тому или иному виду деятельности путем сопоставления особенностей клиента и требований к профессиям.

Примеры:

  • интервью-собеседование и анкетирование;
  • профориентационное и психологическое консультирование;
  • профориентационные тесты и комплексы тестирования, оценивающие потенциал обследуемых и их профессионально важные качества (компетенции).

Этот подход применяется в профориентации для выбора профильного обучения, учебного заведения, профессии, сферы деятельности, карьерного консультирования и т.п.; также диагностико-консультационные методы применяются в сфере HR для отбора кандидатов, аттестации сотрудников, формирования команды, исследования степени удовлетворенности персонала и т.п. В случае компьютерной диагностики максимальная результативность этого метода достигается благодаря индивидуальной консультации психолога по результатам тестирования.

Развивающий подход. Его цель – формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства.

Примеры:

  • тренинги и мастер-классы, развивающие отдельные компетенции, необходимые для успешного освоения профессии или для оптимизации обучения («Моя профессия», «Облака знаний», «Внимание-сила» и другие тренинги для школьников, студентов и взрослых, проводимые в нашем Центре);
  • деловые оргдеятельностные игры, позволяющие примерить на себя различные профессиональные роли и воспроизвести ситуацию трудовых отношений и решения специфических задач в группе;
  • коучинг;
  • психотехнические упражнения, развивающие навыки саморегуляции (авторы – Н.Дзен, Ю.Пахомов и др.);
  • компьютерные программы («Интеллект-тренажер»);
  • обучающие консультации, формирующие навыки эффективного поиска работы, составления резюме, самопрезентации и адаптивного поведения на современном рынке труда.

Развивающий подход актуален как для подростков, так и для взрослых. Подросткам он помогает преодолеть неуверенность в себе, чувство неопределенности, разобраться в себе. К таким формам развивающих методов относятся тренинги личностного роста, тренинги повышения учебной и трудовой мотивации, профориентационные тренинги. Еще один пример такого подхода – принятый в Японии метод «Фукуяма-тест», позволяющий школьникам попробовать себя в различных видах профессиональной деятельности, чтобы почувствовать, насколько они им подходят, и получить объективную оценку своей успешности от преподавателя.

Взрослые, уже работающие специалисты могут получить практические знания и навыки, необходимые для построения успешной карьеры, пройдя тренинги профессионального роста, тренинги командообразования, тренинги продаж и переговоров, тренинги публичных выступлений; развить коммуникативные способности и способы самопрезентации, научиться составлять успешные резюме.

Компьютерные программы, улучшающие различные способности и психические функции, и психотехнические упражнения, формирующие навыки саморегуляции, актуальны в любом возрасте.

Эффективность развивающих методов можно проверить путем сопоставления результатов тестирования по проблемным факторам до и после применения этих методов.

Активизирующий подход. Его цель – формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути.

Этот подход, ведущим представителем которого является профессор Н.С.Пряжников, пользуется большой популярностью среди школьных психологов, хотя рассчитан на самые разные возрастные категории клиентов.

Основная особенность этого подхода заключается в том, чтобы путем использования элементов игры, нестандартных вопросов и провокаций вызвать у клиента интерес к проблематике профессионального самоопределения, по-новому взглянуть на привычные явления, заставить задуматься о себе, о явных и скрытых особенностях профессий, о жизненных ценностях и их связи с предполагаемым путем профессионального развития. Именно эти размышления и открытия позволяют более осознанно делать выборы.

Примеры:

  • активизирующие опросники («Будь готов!», «За и против» и др.);
  • активизирующие карточные игры («Профессьянс», «Кто? Что? Где?», «Человек-Судьба-Черт» и др.);
  • активизирующие настольные игры («Или-Или», «Бизнес-мусор» и др.);
  • системы принятия решений («Схема альтернативного выбора» и др.).

К активизирующе-развивающим подходам также можно отнести прохождение практики, стажировки и т.п., в процессе которой человек может попробовать себя в нескольких областях и выбрать наиболее предпочтительную. Данный прием используется во многих западных компаниях в стажировке молодых специалистов.

О необходимости применения всех четырех подходов

Таким образом, все направления должны быть системно представлены в комплексе профориентационных услуг, в противном случае существует опасность, что выбор будет сделан недостаточно осознанно или не будет сделан вовсе.

Рассмотрим некоторые крайние случаи «однобокой» профориентации.

Если человека, еще толком не научившегося выделять значимые критерии выбора, снабдить подробной информацией обо всех вузах его города, то есть большая вероятность, что такой объем сведений только еще больше запутает его и в итоге больше навредит, чем поможет. Иными словами, мы должны также научить этой информацией пользоваться и принимать на ее основе решения. Это невозможно без достаточного уровня самопонимания, без навыков анализа сложных ситуаций с множеством вариантов и факторов выбора.

Если же мы будем только помогать клиенту разбираться в себе, в своих особенностях, безотносительно мира профессий, то есть риск, что у него останется очень смутное представление о том, кем же он может стать и куда ему идти с этим набором личностных свойств, интересов и способностей. Информация о профессиях, вузах и рынке труда, как мы видим, также необходима, как знание о себе, и очень важно уметь их соотносить.

Профориентационные подходыВ нашем Центре мы опираемся на все четыре описанных выше подхода (см. рисунок).

Всё начинается с телефонного звонка клиента, нашедшего объявление об услугах нашего Центра, или получившего рекомендацию от знакомого. Здесь клиент получает справочные сведения о возможностях профориентационной работы и ответы на интересующие его вопросы. Этот этап можно назвать информационным.

Клиент выбирает удобную для него дату профконсультирования и в назначенное время приходит в наш Центр. Здесь он проходит комплексное компьютерное обследование, направленное на диагностику интересов, способностей и личностных качеств, после чего с ним беседует психолог-профконсультант по полученным результатам теста. Если тестируется школьник, пришедшие с ним родители могут пройти тест на стиль воспитания и получить консультацию психолога. Для взрослых нами разработаны специальные комплексы тестирования – «Профкарьера» и «Профконсалтинг», также включающие в себя беседу с психологом, но затрагивающие вопросы карьерного консультирования и помощи в решении профессиональных проблем. Всё это примеры диагностико-консультационного этапа.

Бывает так, что информации и рекомендаций, полученных на этом этапе, оказывается недостаточно для принятия решения о дальнейших действиях. И тогда психолог предлагает клиенту пройти в нашем Центре «Профессьянс», активизирующую карточную методику, позволяющую более осознанно и подробно разобраться с тем, что для него важно в будущей профессии, увидеть, из каких элементов состоит любая профессия, а также уточнить более глубокие причины того, почему ему подходит или не подходит та или иная специальность из полученного списка рекомендаций. Таким образом, при желании клиент переходит на активизирующий этап профориентационной работы.

Если же клиенту вполне достаточно результатов тестирования и беседы с психологом, специалисты по развитию могут порекомендовать ему тот или иной тренинг, направленный на формирование важных для будущей учебы и профессиональной деятельности умений и способностей – мотивации к учебе, внимания и памяти, коммуникативных навыков и др. По своему назначению неким аналогом тренинга является разработка наших партнеров из компании «Зеленый остров» – «Интеллект-тренажер», компьютерная программа, развивающая различные способности: логическое мышление, внимание, память, скорочтение, интуицию, саморегуляцию. Тренинги и «Интеллект-тренажер» – это примеры развивающего этапа профориентационной работы. Для взрослых клиентов в рамках этого этапа разработаны услуги «Стратегия поиска работы» и «Резюме», также ряд тренингов, направленных на помощь в достижении поставленных профессиональных целей.

Все клиенты нашего Центра получают справочник «Вузы Москвы», позволяющий подобрать подходящее учебное заведение по выбранной профессии. А пока школьник тестируется, его родители могут послушать лекцию о вузах Москвы и специальностях, которые можно получить в рамках высшего образования. И это снова информационный этап.

Итак, мы рассмотрели четыре основных подхода к профориентации на примере их реализации в нашем Центре. Надеемся, они с очевидностью показали преимущества комплексного подхода к организации профориентационной работы.

О пролонгированном сопровождении профессионального развития

В идеале профориентационная помощь должна быть системной и многоступенчатой, она должна быть доступна на протяжении всего периода профессионального развития.

Начинать профориентационную работу имеет смысл уже в младшей и средней школе. Здесь наиболее уместным оказываются игровые активизирующие подходы. В этом возрасте проблема выбора будущей профессии еще не стоит так остро, но уже имеет смысл пробуждать интерес школьников к труду. Для этого психологи и преподаватели могут знакомить ребят с миром профессий: показывать тематические видеофильмы, приглашать специалистов из разных областей деятельности, давать возможность попробовать себя в разных видах труда, как это принято в Японии (известный «Фукуяма-тест»). Кроме того, уже можно начинать выявлять интересы и способности школьников с помощью тестов и активизирующих профориентационных игр. Результаты профориентационных методик можно фиксировать в специальных личных папках учеников, так чтобы эти данные можно было пополнять и анализировать в старших классах и далее, после окончания школы, наряду с аттестатом зрелости, например, при поступлении в вуз и трудоустройстве.

После девятого класса школьники переходят в профильные классы или продолжают свое обучение в специализированных профессиональных колледжах. Здесь важно заранее определить, какое направление дальнейшего обучения им лучше выбрать и почему. Для этого уже нужно уметь рефлексировать, строить жизненные планы, сопоставлять свои способности, личностные особенности, интересы и ценности с будущей профессией. Иными словами, к этому возрасту подросток уже должен научиться принимать решения самостоятельно и взвешенно. Помочь здесь могут активизирующие методы, формирующие ценностно-смысловые аспекты самоопределения, и профориентационное тестирование, позволяющее определить склонность к тому или иному профилю обучения. В июне 2007 года комплекс тестирования «Профориентатор», разработанный в нашем Центре, был дополнен диаграммой «профильные классы», представленной в отчете о результатах теста. Таким образом, случайные или чисто субъективные факторы будут уже в меньшей степени влиять на выбор профиля дальнейшего обучения, этот выбор станет более объективным и осознанным.

В старших классах основная задача школьника – определиться с вузом. Для этого необходима конкретная информация об учебных заведениях, днях открытых дверей, подготовительных курсах. Структура мотивации, личности и интеллекта к этому возрасту становится уже более устойчивой, и здесь полезным оказывается комплексное профориентационное тестирование, позволяющее подобрать оптимально подходящие старшекласснику профессии, а на консультации с психологом он сможет выяснить, в каких вузах ему лучше освоить выбранную специальность. Допустим, соответствие индивидуальных особенностей профессии установлено, но помимо этого важным является и смысловой аспект выбора: «Для чего я получаю это образование? Позволит ли учеба и будущая профессия реализовать мои ценности? Что я буду делать после окончания вуза?» Здесь снова эффективно помогают активизирующие методы. С помощью психолога старшеклассник может построить личную жизненную перспективу, составить цепочки возможных выборов и выделить из них оптимальные, с помощью специальных таблиц сопоставить наиболее значимые факторы и варианты выборов. В процессе этой работы он может осознать препятствия, мешающие ему на пути к своей цели, – это могут быть трудности в учебе по отдельным предметам, неумение сконцентрироваться, неуверенность в себе, страх перед экзаменами и т.п. В этом случае незаменимыми окажутся развивающие тренинги и учебные курсы.

Для студентов и выпускников вузов, для молодых специалистов становятся актуальными вопросы о выборе конкретной организации, в которой можно будет реализовать свой потенциал и удовлетворить потребности, будь то потребность в творчестве, общении, материальной обеспеченности, стабильности и т.п. Многие студенты с трудом представляют себе, чем именно им предстоит заниматься с полученным образованием, в чем специфика работы в отечественных и зарубежных, крупных и небольших, государственных и коммерческих организациях. Информацию об этом можно получить из Интернета и других средств массовой информации: на сайтах компаний-работодателей, на форумах и в тематических сетевых блогах и сообществах профессионалов (см. www.proforientator.ru, www.e-xecutive.ru/professions, www.ucheba.ru/prof и другие ресурсы). Банки вакансий (www.rabota.ru, www.HeadHunter.ru, www.job.ru и т.д.) предоставляют всем желающим возможность в режиме онлайн найти работу по самым разным критериям: специальность, способности, форма занятости, предполагаемый уровень зарплаты и т.п.

Ярмарки вакансий дают возможность молодым специалистам сравнить самых разных работодателей, выбрать наиболее подходящие варианты и здесь же оставить свое резюме и анкету соискателя. Кроме того, ярмарки вакансий – удачная возможность завязать новые полезные контакты.

Полезной может стать карьерная профориентация – тестирование и консультация психолога, направленные на построение индивидуальной стратегии профессионального развития. В нашем Центре такое направление профориентации представлено услугами «Профкарьера», «Стратегия поиска работы» и «Резюме». Результаты тестирования клиент может поместить в свое портфолио и использовать в дальнейшем при трудоустройстве. Те студенты, которые испытывают разочарование в получаемой профессии, могут пройти профориентацию с целью выбора более подходящей для себя специальности.

У работающих специалистов свои трудности: трудности адаптации к функционалу и коллективу, неясность профессиональных перспектив, неудовлетворенные трудовые мотивы, «сгорание на работе» и многое другое. Здесь снова поможет профориентационное тестирование, сопровождаемое беседой с психологом-консультантом. Оно определит личностно-мотивационную структуру, которая могла измениться за годы работы, что, вероятно, и явилось одной из причин профессионального кризиса. Психолог поможет найти причину затруднений и определить возможные варианты преодоления кризиса, построить новые цели и пути их достижения. В нашем Центре для решения этих вопросов используются такие услуги, как «Профкарьера» и «Профконсалтинг».

Как мы видим, на протяжении всей жизни каждый человек сталкивается с необходимостью выбора пути развития, и от того, насколько успешным и осознанным он окажется, будет зависеть вся дальнейшая жизнь. Следовательно, профориентационная помощь остается по-прежнему актуальной. Однако без серьезной научно обоснованной базы она может оказаться неэффективной и даже нанести вред. И, кроме того, как мы убедились, проблема выбора встает уже перед школьниками, и если их не научить принимать самостоятельные, взвешенные решения, основанные на самопонимании и сформированном нравственно-волевом ядре личности, в дальнейшем им будет сложнее справляться с жизненными трудностями, адаптироваться к профессиональной деятельности.

Таким образом, мы полагаем, что необходима единая профориентационная система, разработанная на базе серьезного научно-методического комплекса, которая объединила бы школу, вуз и организации-работодатели. Такая система должна сочетать в себе все основные подходы, – информационный, консультативно-диагностический, развивающий, активизирующий. Для ее разработки необходимо использовать эффективные отечественные разработки, учесть успешных опыт зарубежных коллег (американская психолого-педагогическая служба «Гайденс», японский метод «профессиональных проб» профессора Фукуямы и другие). В этом случае она будет способствовать тому, чтобы на каждом этапе учебной и профессиональной деятельности школьники, студенты, специалисты могли совершать осознанный, объективный выбор, позволяющий максимально раскрыть свой потенциал в труде, осуществляя деятельность, имеющую для них смысл и востребованную в обществе.


Записаться на консультацию Вход для Центров карьеры Регистрация на МКПС

выходные и будни
c 10:00 до 18:00

«Первый день, он трудный самый»

«Что такое видеорезюме и насколько оно эффективно для молодого специалиста?»

«Скажи, какой ты бренд, и я скажу, кто ты!»

«Карьера врача»

«Фильтр для нефтекадра»

«Самые ненужные модные профессии»

«TOP-50 компаний для карьерного старта»

«Компетентное собеседование»

«Обменяться лапшой»

© 2008–2010 Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (495) 504-34-79; 642-24-34