Профкарьера.ру
Напишите нам Карта сайта
  поиск
Главная страница
О центре тестирования и развития
Наши услуги
Для организаций
События
Онлайн-тесты
Профессии и вузы
Публикации
Блог



Вход для участников семинара:



Баннерный обмен

ProfKonsultant.RU: помощь в смене профессии и поиске работы


Rambler's Top100


Система авторегистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов
Библиотека
СтатьиСловарьОбзорыКаталог Озон.руСсылки

Библиотека > Словарь

Словарь

В Словаре собраны основные понятия, связанные с карьерной тематикой, профессиональным самоопределением, психодиагностикой профессиональной сферы, кадровым менеджментом.

А     Б     В     Г     Д     Е     Ж     З     И     К     Л     М     Н     О     П     Р    
С     Т     У     Ф     Х     Ц     Ч     Ш     Э     Ю     Я    



А

Адаптивное тестирование – разновидность тестирования, при которой порядок предъявления заданий (или трудность заданий) зависит от ответов испытуемого на предыдущие задания. В настоящее время адаптивное тестирование реализуется в основном в виде различных алгоритмов компьютерного тестирования.

Адъюнктура – форма подготовки научных и научно-педагогических кадров в вузах и научно-исследовательских учреждениях Вооруженных Сил и МВД. Лица, окончившие адъюнктуру и защитившие диссертацию, получают ученую степень кандидата наук.

Активизирующие методы в профориентации – группа методов профориентационной психологической помощи, основная цель которых – пробудить у человека интерес к миру профессий, вызвать желание самореализоваться в труде, помочь сделать самостоятельный, осознанный выбор. Существуют активизирующие методы как для подростков, так и для взрослых. Различают несколько видов активизирующих методов:

  • карточные информационно-поисковые («Профессьянс» и др.)
  • активизирующие опросники («Будь готов!» и др.)
  • схемы анализа и самоанализа ситуации самоопределения («Схема альтерантивного выбора» и др.)
  • игровые профориентационные упражнения и др.

Аспирант (от лат. aspiro, «стремлюсь») – человек, имеющий высшее профессиональное образование, обучающийся в аспирантуре и подготавливающий диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

Аспирантура – форма подготовки научных работников в центрах последипломного образования, высших учебных заведениях и научно-исследовательских организациях. Обычно в РФ аспирантура заканчивается защитой кандидатской диссертации и присуждением степени кандидата наук.

Ассессмент – любой систематический метод получения данных из тестов, экзаменов, опросников, обследований, интервью и сопутствующих источников, используемый для получения выводов о свойствах и характеристиках людей, объектов или программ для специальных целей.



Б

Бакалавриат – образовательная программа, принятая в России и некоторых зарубежных странах. Программа предусматривает четыре года обучения, затем сдается государственный экзамен по выбранной специальности и защищается выпускная квалификационная работа на степень бакалавра. Студент получает диплом об основном высшем образовании. По окончании бакалавриата студенту присваивается квалификация бакалавра, и он может приступить к профессиональной работе, поступить в магистратуру или на 5-й курс (для студентов дневного отделения).

Безработный – трудоспособный гражданин, ищущий работу, зарегистрированный на бирже труда и не имеющий реальной возможности получить работу в соответствии со своим образованием, профилем и трудовыми навыками.



В

Валидность психологического теста – это устойчивость результатов теста к систематическим искажениям со стороны посторонних психических свойств. Высокая валидность свидетельствует о соответствии методики измеряемому свойству. Для определения степени валидности необходимо сравнить результаты теста с некоторым критерием, который является источником заведомо более валидной информации об измеряемом свойстве. Валидность – одно из основных психометрических свойств теста.

Высший аттестационный комитет РФ (ВАК РФ) – высший орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий присуждение научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоение научным работникам ученых званий.



Д

Диплом (от греч. diploma, «лист, сложенный вдвое») – свидетельство об окончании высшего или среднего специального учебного заведения и присвоении соответствующей квалификации или о присвоении ученой степени.

Дипломированный специалист – человек, получивший высшее профессиональное образование и успешно прошедший итоговую аттестацию, подтвержденную присвоением ему квалификации дипломированного специалиста. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования для получения квалификации дипломированного специалиста составляют не менее пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами.

Доктор наук – ученая степень, присуждаемая как правило, лицам, имеющим ученую степень кандидата наук по соответствующей отрасли науки и защитившим докторскую диссертацию.

Докторант – человек, имеющий ученую степень кандидата наук и зачисленный в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Докторантам выплачиваются государственные стипендии и предоставляются ежегодные каникулы продолжительностью 2 месяца. За докторантами сохраняются все права по месту работы, которые они имели до поступления в докторантуру (права на получение жилой площади, на присвоение ученого звания и другие права), а также право на возвращение на прежние места работы.

Докторантура – одна из форм подготовки научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации. В докторантуре высших учебных заведений, научных учреждений и организаций принимаются граждане РФ, имеющие ученую степень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре не может превышать трех лет.

Достоверность – это устойчивость результатов теста по отношению к фальсификации, т. е. сознательным или бессознательным мотивационным искажениям результатов со стороны испытуемого. К таким искажениям относится склонность давать социально одобряемые ответы. Достоверность – одно из основных психометрических свойств теста.



Ж

Жизненные установки – представления человека о жизни, судьбе, мироустройстве. Они во многом определяют то, как люди принимают свои решения и какие поступки совершают. Установки бывают разные: активная или пассивная, пессимистичная или оптимистичная, фантастическая или реалистичная и т.п. Разобравшись в своих жизненных установках, можно понять причины происходящих с нами событий и принимать решения более осознанно.


И

Идеальный профиль – графический профиль, наложенный на шкальный профиль тестируемого и позволяющий наглядно сравнить его результаты с эталонными показателями. К примеру, это может быть профиль способностей или личности «идеального специалиста» в той или иной области или должности.



К

Карьерное консультирование – комплекс методов, направленных на решение вопроса выбора пути профессионального роста и развития.

Компетентность – способность человека справляться с решением разнообразных задач, как стандартных, так и нестандартных, как в пределах, так и на границах его компетенции или области ответственности (например, «ведение переговоров», «планирование» и т.п.).



Л

Личностная компетенция – набор психологических качеств, обеспечивающих эффективное поведение человека в определенной деловой ситуации (например, «лидерство», «стрессоустойчивость» и т.п.)



М

Магистр (от лат. magister, «глава, учитель») – ученая степень, присуждаемая лицам, окончившим университет или приравненное к нему учебное заведение; имеющим степень бакалавра; прошедшим дополнительный курс обучения; сдавшим специальные экзамены и защитившим магистерскую диссертацию.



Н

Надежность психологического теста – это устойчивость тестовых показателей относительно случайных, «шумовых» факторов или относительно объекта измерения. Надежность – одно из основных психометрических свойств теста.



О

Оболочка тестирования – это универсальная компьютерная программа, обеспечивающая проведение комплекса действий по тестированию с использованием различных методик в едином стандарте. В ЦТР «Гуманитарные Технологии» используется оболочка тестирования «MAINTEST» (см. сертификат соответствия ГОСТу).



П

Профессиональное самоопределение – процесс принятия решений, касающихся профессионального развития.

Профессиональный выбор – это выбор, касающийся профессиональной сферы. Он может описываться с точки зрения объекта выбора ("что выбирать": вуз, профессию, специализацию, место работы и т.д.) и характера выбора ("как выбирать": руководствуясь теми или иными ценностями, знаниями о себе, мире, профессиях, самостоятельно или с чьей-то помощью). Нередко выбор профессии является одновременно выбором образа жизни.

Профкарьера – наукоемкая инновационная услуга, направленная на профориентационную работу с молодежью, на содействие в трудоустройстве учащихся и выпускников учреждений высшего и среднего образования, развитие профессионального роста молодых специалистов и осуществление эффективного взаимодействия между ними и компаниями-работодателями. Проект разработан Центром тестирования и развития в МГУ "Гуманитарные технологии". Включает в себя психодиагностическую методику (батарею тестов) "Профкарьера" и комплекс методов и инструментов по профориентационному сопровождению.

Психологический тест – краткая психодиагностическая методика, предполагающая стандартизированную процедуру проведения, количественную формализованную процедуру обработки результатов и подсчета тестовых показателей, готовый перечень рекомендаций по интерпретации полученных показателей. В типичном случае тест состоит из набора отдельных заданий (пунктов) с закрытым перечнем вариантов ответа, предложенных испытуемому для выбора, инструкции по проведению, ключей, норм и инструкции по интерпретации. Результаты тестов интерпретируются в терминах психических свойств и состояний. Применение тестов становится эффективнее в сочетании с экспертными методами диагностики (наблюдение, беседа и т.п.).

Психометрические свойства теста – это свойства, обеспечивающие определенный стандарт качества для любого теста. К основным психометрическим свойствам относят валидность, надежность, репрезентативность и достоверность.



Р

Репрезентативность тестовых норм – это устойчивость конфигурации распределения при переходе от выборки стандартизации к выборке популяции. Признаком такой устойчивости является нормальное распределение баллов. При проверке тестовых норм показателем репрезентативности является совпадение табличных и линейных стенов. Репрезентативность – одно из основных психометрических свойств теста.



С

Самоопределение – активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни. Самоопределение осуществляется на основе самопонимания, знания своих способностей, интереса и личностных особенностей, знания внешних обстоятельств. Можно выделить профессиональное («кем быть?»: выбор профессии, способа и места обучения, пути профессиональной самореализации), личностное («каким быть?»: выбор поведения, отношения к себе и к людям, пути личностного развития) и жизненное самоопределение («как жить?»: выбор способа, стратегии, стиля жизни). Такое разделение условно, эти три области самоопределения тесно взаимосвязаны и зачастую перекрываются.

Соискатель – человек, имеющий высшее профессиональное образование, прикрепленный к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру, и подготавливающий диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре; а также человек, имеющий ученую степень кандидата наук, прикрепленный к организации или учреждению, которые имеют докторантуру, и подготавливающий диссертацию на соискание ученой степени доктора наук без обучения в докторантуре.

Стен (от англ. standard ten, «стандартная десятка») – стандартная шкала тестовых баллов от 1 до 10 со следующими параметрами: среднее = 5,5, стандартное отклонение = 2. При переводе сырых баллов в шкалу стенов используется формула 2*(Х-М)|S+5,5, где X – сырой балл, М и S – значения среднего и стандартного отклонения, полученные на выборке стандартизации. При этом все значения меньше 1, получаемые при переводе в шкалу стенов, относятся к стену 1, а все значения больше 10 – к стену 10.

Cходные профили – это список профессий, должностных позиций или психологических типов, наиболее близких для испытуемого по результатам тестирования. Такой список может быть включен в отчет о тестировании, при условии, что эта возможность задана в настройках методики и если для нее существуют сходные профили.

Список сходных профилей испытуемого формируется для отчета из базы сходных профилей путем сопоставления шкального профиля испытуемого с идеальными (эталонными) профилями специалистов в соотвествующих областях или психологических типов. При этом им присваивается коэффициент сходства с профилем испытуемого.

Кроме списка сходных профилей в отчете о прохождении теста может быть представлен идеальный профиль, с которым будут сравниваться результаты тестируемого.

В ЦТР «Гуманитарные Технологии» сходные профили используются в комплексах тестирования «Профкарьера», «Профконсультант» и «Профориентатор».


Записаться на консультацию Вход для Центров карьеры Регистрация на МКПС

выходные и будни
c 10:00 до 18:00

«Первый день, он трудный самый»

«Что такое видеорезюме и насколько оно эффективно для молодого специалиста?»

«Скажи, какой ты бренд, и я скажу, кто ты!»

«Карьера врача»

«Фильтр для нефтекадра»

«Самые ненужные модные профессии»

«TOP-50 компаний для карьерного старта»

«Компетентное собеседование»

«Обменяться лапшой»

© 2008–2010 Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (495) 504-34-79; 642-24-34